есть смысл открывать магазин часов в кризис?
Есть смысл открывать магазин часов в кризис?
Часовой ретейл испытывает те же трудности, что и вся розница. Вдобавок часы не хлеб и не молоко: товары не первой необходимости раньше всего исключают из списков покупок. Построить стабильный бизнес на часах в кризис трудно, но задача интересная и достижимая: найдите перспективные ниши, сделайте ставку на востребованный ассортимент и формат торговли.
Необходимо оговориться: разговор не о SmartWatch, которые скорее относятся к рынку электроники, а о традиционных приборах времени: механических, кварцевых, электронных, наручных и интерьерных. Розничный бизнес на продаже часов во всем мире переживает непростые времена в результате целого комплекса причин.
Под умными часами повсеместно подразумевают Apple iWatch и Samsung Gear S, хотя современные классические часы – не менее сложные многофункциональные приборы, и глупыми их не назовешь. Так, Timex начал выпуск Ironman с кардиомонитором 15 лет назад. Часы с радиоконтролем появились в 90-х годах прошлого века, десятилетием раньше – часы-калькулятор и часы-телевизор от Seiko. Главное отличие «умных» от «традиционных» – наличие связи с глобальной информационной средой.
Рынок часов сегодня: проблемы
Проблем много. Часы не едят. Сегодня по назначению они ближе к аксессуарам и ювелирным изделиям, чем к приборам времени. Важнее функциональности и технических решений становится дизайн, узнаваемость бренда и стильность. Притом культура потребления часов как элемента образа с заменой по нескольку раз в день в России еще не сложилась.
Усугубляет ситуацию появление SmartWatch, которые теснят традиционные. Вдобавок кризис, порождая проблемы потребителей, кроит рынок часов по-своему.
1. Падение доходов потребителей
В сентябре 2016 года расходы городских жителей России практически не отличались от показателя за сентябрь двух предыдущих лет. Вывод таков: траты горожан в денежном выражении не растут три года подряд (2014 – 2016 гг.), а по отношению к 2013 году и вовсе наблюдается спад на 9%.
Динамика реальных повседневных расходов россиян за период январь 2012 – сентябрь 20161
1 – расходы скорректированы на уровень инфляции; за базу взят январь 2012 года (100%); использованы данные по городам с населением от 100 тыс. жителей.
1 – расходы скорректированы на уровень инфляции; за базу взят январь 2012 года (100%); использованы данные по городам с населением от 100 тыс. жителей.
Источник: Romir Scan Panel, сентябрь 2016
Как это отражается на часовом бизнесе? Выручка розничных магазинов часов за 2015 год по сравнению предыдущим снизилась на треть. В нынешнем году падение продолжилось.
Покупатели швейцарских часов переходят на более демократичные модельные ряды любимых брендов. Универсальные бренды Casio и Orient остаются востребованными, но число покупок становится меньше. Общий тренд – падение среднего чека. Никто не копит на более дорогие модели, предпочитая бюджетные покупки при необходимости.
Узнайте из статьи о самых эффективных способах увеличения среднего чека.
2. Вездесущий контрафакт
Товары «Алибабы» убивают продажи брендовых товаров категории люкс – последние не выдерживают конкуренции по цене с «репликами» и «копиями». Помимо низкой стоимости товара, нелегальным торговцам китайским контрафактом на руку действующий беспошлинный порог. Несмотря на призывы Национальной Ассоциации Часовщиков (НАЧ), борьба Роскомнадзора с контрафактом ведется вяло и бессистемно: дело ограничивается блокировкой единичных интернет-магазинов, торгующих «брендированными» китайскими «Ролексами».
В 2016 году таможенными пошлинами не облагаются суммарные покупки до 1000 € весом до 21 кг за месяц. Эксперты НАЧ оценивают ежегодный российский оборот нелегально ввезенных часов в 5–6 млн руб. В условиях смещения спроса в сторону более дешевых товаров, демократичные цены на «алибабаевские» поделки – бич часовщиков. Реальных методов пресечения посылочного товаропотока с AliExpress пока нет.
3. Вторжение SmartWatch. Новая часовая идеология
С 2015 года рынок часов стал меняться ускоренными темпами. «Умные» от Apple и Samsung нарушили равновесие в мире хронометров. Классические часовые корпорации спешат дополнить свои коллекции умными и полуумными моделями, которые принимают звонки, отправляют СМС и снимают кардиограммы. Возможно, они зря торопятся.
Пока не ясно, станут ли smart-часы серьезным конкурентом классических, выйдут ли за пределы гаджетной аудитории или будут ли забыты через несколько лет как очередной фантом моды. Однако свой вклад в изменение хронореальности они сделали: часы перестали быть полезными приборами, отрасль окончательно утвердилась в сегменте фэшн-бизнеса, крупнейшие часовые корпорации вошли в финансовый и творческий кризис.
Часовой магазин как бизнес. Модель
Товар. Бренды
Часы – специфический товар, который делят:
по цене на категории люкс, премиум, фэшн (см. таблицу 1);
по назначению на наручные, будильники, интерьерные (настольные, напольные, настенные);
по целевой аудитории на детские, молодежные, взрослые;
по значению для потребителя на элемент имиджа, модный аксессуар, прибор.
В зависимости от ассортимента и целевой аудитории часовой бизнес может относиться к ювелирной сфере, торговле детскими товарами или fashion business. При этом у каждой отрасли своя специфика и тренды.
Более 65% мирового рынка часов контролирует Швейцария, оставшиеся 35% делят между собой Япония, Германия, Франция, США, Китай, Россия, Гонконг, Тайвань и другие страны. Исключительное швейцарское лидерство основано на производстве моделей верхних ценовых категорий.
Таблица 1. Ценовые сегменты рынка часов
Класс
Ценовой диапазон, $
Покупатели (ЦА)
Производители и бренды
Luxury1
от нескольких тысяч до миллиона
Граждане всех стран из списков Forbes «Богатейшие...» и мечтающие туда попасть.
Швейцарские концерны:
Swatch Group: бенды Blancpain, Omega, Breguet;
Richemont SA: Monblanc, IWC, Piaget;
LVMH: Tag Heuer, Hublot, Zenith.
Premium2
300 – 3 000
Средний класс.
Швейцарские бренды Oris, Rado, Tissot, Raymond Weil;
японские Orient, Citizen;
представлены Германия, Франция, Италия, Россия, США и др.
Fashion3
до 300
Широкие массы людей.
Российкие бренды «Слава», «Восток», «Авиатор»;
японские Seiko, Casio;
представлены Гонконг, Тайвань, Китай и др.
1 – каждый люксовый бренд предлагает модели из драгоценных металлов;
2 – потребитель платит за бренд, высокое качество, функциональность, технические и дизайнерские находки;
3 – класс рассчитан на массовый спрос.
По прогнозам компании Bain в 2016 году мировой рынок личных предметов роскоши сожмется на 1% до 249 млрд €. По данным за 8 мес. 2016 г. импорт швейцарских часов в Россию составил 85% от показателя предыдущего года, одновременно на 18% увеличилось количество ввезенных единиц. Тренд на ввоз более дешевых моделей сохраняется.
Ассортимент: перспективные группы
1. Дешевое, модное, детское
Кризис – неподходящее время для открытия магазина-музея. Ассортимент в основном должен состоять из востребованных моделей и марок. В текущих условиях в выигрыше оказываются участники рынка, которые делают ставку на массовый спрос, т. е. специализируются на сегменте fashion и нижней границе premium.
По оценкам часовщиков самые продаваемые взрослые модели сегодня находятся в ценовом диапазоне 5–20 тыс. руб. Часы стоимостью 50–150 тыс. руб. продаются сложнее. Устойчив спрос на спортивные и многофункциональные модели, а также молодежные с интересным дизайном. В самом верхнем сегменте рынка дела неплохи, но эта ниша малому бизнесу не по плечу.
Что касается часов для детской аудитории, где доминируют швейцарский бренд Flick-Flack, российский «Тик-Так», детские коллекции от Casio, Q&Q от Citizen, направление перспективно по нескольким причинам:
не ощущается давления со стороны «умных» часов, т. к. последние – товар взрослый;
на детях в России традиционно не экономят;
доверие к детским товарам китайского производства ниже, чем к европейским, японским и российским, поэтому присутствие контрафакта ощущается меньше.
Из-за дешевизны детских часов построить на них более-менее крупный бизнес сложно. Однако использование стоек/витрин с этим ярким дополнительным товаром помогает увеличить оборот магазинам с взрослым ассортиментом.
Ознакомьтесь с особенностями торговли детскими товарами.
Условие выживания в кризис – гибкий ассортимент, построенный на анализе продаж. Полки должны быть заполнены теми брендами, на которых бизнес зарабатывает.
2. Российское
Ввоз швейцарских, японских и прочих иностранных товаров дорог. Однако существуют и отечественные бренды, производство которых частично налажено в России (часовых механизмов в стране не делают, комплектующие импортные). Русские часы относительно дешевы.
Отечественные коллекционные часы интересны и для внутреннего потребления, и для туристов – производители создают уникальные модели с «историей», эксплуатируя темы патриотизма и наследия СССР. Таковы, например, часы «Смерш» и «Атака» марки «Спецназ» от ТД «Слава», «Герои Российской Авиации» марки «Авиатор» от завода «Полет». С учетом возрастающего турпотока из Китая продажи коллекционных отечественных моделей – перспективное направление. Основополагающий вопрос в сувенирно-часовом бизнесе – месторасположение торговой точки.
Равнение на туристов. Идея включения в ассортимент сувенирных лавок именитых часов российского производства коммерчески успешна. Выгодно и обратное – магазины часов хорошо продают ювелирные и сувенирные изделия. Как правило, бизнес, основанный на продаже смежных товаров (где часы – лишь одна из категорий ассортимента), оказывается устойчивее в экономически нестабильное время.
Поставщики и дистрибьюторы
Розничные магазины часов закупают товар, как правило, у дистрибьюторов, реже (по российским брендам) – непосредственно у производителей. Большинство дистрибьюторов диктуют ретейлерам минимальные цены, элементы фирменной торговли, варианты оформления витрин, ставят планы продаж и предъявляют жесткие требования по их выполнению.
Начинающим бизнес в кризис стоит искать сотрудничества напрямую с поставщиками или с дистрибьюторами, которые не ставят планов, но делятся опытом и профессиональными фишками (один из примеров – часовая компания «Группа Август», дистрибьютор CASIO, WENDOX, HAAS&CIE, CITIZEN, Q&Q, ORIENT и других известных марок).
Форматы торговли
1. Традиционные магазины
Для торговли дорогими и элитными часами больше подходит формат отдельно стоящего магазина. При этом перспективы офлайн-торговли оригинальными престижными часами есть только в крупных городах, где достаточно состоятельных людей, жаждущих «ролексного» подтверждения статуса.
«Народный» ассортимент органично выглядит в формате shop-in-shop, т. е. киосках, островках, стойках торговых центров. Из-за особенностей климата россияне предпочитают отдыхать и совершать покупки в ТЦ и ТРЦ, поэтому массовый спрос ловить нужно здесь.
По охвату брендов торговля часами может быть моно- и мультибрендовой. Некоторые универсальные бренды предлагают огромный выбор в разных ценовых сегментах, поэтому реально построить успешный бизнес на продаже часов только Seiko или Casio.
Начинать торговлю в ТЦ без анализа клиентопотока – деньги на ветер. Полученные данные по интенсивности потока, распределению по возрасту, полу, достатку, соответствию ЦА – лучшая база для формирования ассортимента.
2. Интернет-магазиныы
Общий тренд российской розницы – усиление роли онлайн-каналов продаж. Для магазина часов сегодня реально делать в интернете 30–40% от всего объема продаж. Онлайн-торговля хороша как самостоятельное направление и в качестве подспорья для сети традиционных магазинов.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) объем e-commerce в России за I полугодие 2016 года достиг 405 млрд руб. (126% от показателя за аналогичный период предыдущего года). По прогнозам АКИТ продажи через интернет за 2016 год достигнут 900 млрд руб. (118,4% по отношению к 2015 году).
Узнайте, какая форма налогообложения для интернет-магазина лучшая.
Часовые франшизы
Отрасль штормит, потому и предложений по открытию розничных часовых магазинов по франшизе немного. Однако кое-какие предложения для желающих начать часовой бизнес под крылом опытного партнера есть.
1. TimeCode
Вложения, в т. ч. паушальный взнос, оборудование и товарный запас: 4 млн руб.
Паушальный взнос: 15 000 руб.
Роялти: нет
Количество собственных / франчайзинговых точек: более 20
Формат: салон в ТЦ
Необходимая площадь: 25–35 кв. м
Ценовой диапазон: 5 000 – 150 000 руб.
Год создания компании: 2006
Компания TimeCode – крупнейший федеральный ретейлер, который специализируется на часах среднего и средне-высокого ценового сегмента (немного выше масс-маркета). Присутствует в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Казани, Зеленограде, Ростове-на-Дону, Тюмени, Екатеринбурге и предлагает открыть бутик по франшизе в своем формате. Целевая аудитория – 15–40 лет – люди разного достатка и социального положения.
Условия сотрудничества:
город с населением от 100 тыс. жителей;
расположение салона – на первом уровне ТЦ, в зоне хорошей проходимости, оптимальная площадь – 25–35 кв. м;
утвержденный франчайзером дизайн точки;
отчетность франчайзи по продажам и остаткам.
2. Bestwatch.ru
Вложения, в т. ч. торговое оборудование: от 1,5 млн руб.
Паушальный взнос: н. д.
Роялти: нет
Количество собственных / франчайзинговых точек: н. д.
Формат: мультибрендовый киоск / остров в ТЦ
Необходимая площадь: н. д.
Ценовой диапазон: средний
Год создания компании: 2000
Bestwatch.ru специализируется на продаже наручных и интерьерных часов мировых и отечественных брендов (Casio, Orient, Citizen, Seiko, Disel, Maurice Lacroix, Jowissa, Raymond Weil и др.), предлагает ювелирные изделия и аксессуары.
Франчайзер гарантирует партнерам:
техническую, маркетинговую и методическую поддержку;
автоматизацию рабочих мест;
широкий ассортимент, включающий бестселлеры и новинки самых модных брендов мира.
|