Бизнес на услугах, пользующихся наибольшим спросом и имеющих положительную динамику способен приносить хорошую прибыль. Анализ официальных данных Росстата, Торгово-промышленной палаты и других позволил выделить семь видов услуг: дошкольного образования, медицинские, интернет-рекламы, транспортные, техобслуживания и ремонта транспортных средств, гостиничные, ремонтно-отделочные.
Сфера услуг — обширное направление для бизнеса. Чтобы верно определить выгодную нишу необходимо проанализировать ключевые показатели рынка. Согласно данным Государственной статистической службы и других официальных источников, самые востребованные услуги — те, которые пользуются большим спросом и потребляются в наибольших объемах в процентно-стоимостном выражении.
Анализ рынка платных услуг
По данным Росстата в апреле 2016 г. населению РФ было оказано платных услуг на 679,6 млрд. руб., в январе-апреле 2016г. - на 2668,4 млрд. руб. Удельный вес расходов на их оплату в потребительских расходах населения в апреле 2016г. Составил 22,1% , что на 0,6% ниже, чем в апреле 2015 года.
Сопоставление данных в процентном и натуральном (денежном выражении) позволяет выделить наиболее востребованные и выгодные с точки зрения получения прибыли услуги.
Таблица 1 Объем платных услуг населению
млрд. руб.
Январь-апрель 2016 в % к январю-апрелю 2015
Платные услуги всего
679,6
98,9
в том числе:
бытовые
69,8
97,5
транспортные
124,8
100,4
связи
103,3
97,5
жилищные
45,4
100,7
гостиничные
14,2
107,4
коммунальные
158,8
99,2
культуры
11,7
101,7
туристические
8,6
86,2
физкультуры и спорта
5,7
107,1
медицинские
47,7
100,6
санаторно-оздоровительные
7,6
96,1
ветеринарные
1,4
98,8
образовательные
46,0
97,7
прочие
33,1
...1)
Не рассчитывается индекс цен
Дальбергия (лат. Dalbergia) — род деревянистых растений семейства Бобовые.
Виды этого рода встречаются по всей тропической зоне: в Южной Америке, Африке (включая Мадагаскар) и Юго-Восточной Азии.
В (далее…)
Источник: Федеральная служба государственной статистики
В денежном выражении лидируют (по убыванию): коммунальные, транспортные, связи, бытовые, медицинские, образовательные, жилищные.
Положительную динамику роста (по убыванию) за рассматриваемый период имеют: гостиничные, физической культуры и спорта, культуры, жилищные, транспортные, медицинские.
Таким образом, транспортные, жилищные и медицинские — пользуются наибольшим спросом судя по объему предоставления за отчетный период, имеют положительную динамику роста и лидируют в денежном выражении.
Связь и коммунальное хозяйство, как прибыльное направления для бизнеса мы не рассматриваем ввиду оказания их населению специализированными организациями, компаниями и предприятиями.
А бытовые, как одни из наиболее востребованных видов, судя по объему денежных средств, полученных за их предоставление в течение отчетно периода, рассмотрим детально с целью выявления тех, которые пользуются наибольшим спросом.
В результате анализа данных Федеральной службы государственной статистики по бытовым услугам, получаем следующую картину. В стоимостном выражении лидируют техобслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования (22757,8 млн. руб.); ремонт и строительство жилья (18532,0 млн. руб.).
Таким образом, остаются образовательные услуги, спрос на них рассмотрим в контексте дошкольных учреждений.
Услуги дошкольного образования: открываем частный детский сад
Как видно на таблице 2, число организаций дошкольного образования на конец 2015 года сократилось на 0,9 тысяч.
Таблица 2. Численность организаций дошкольного образования, осуществляющая присмотр и уход за детьми (данные на конец года). Источник Федеральная служба государственной статистики.
2014
2015
Число организаций — всего, тыс.
51,0
50,1
в том числе:
в городах и поселках городского типа
27,1
26,6
в деревнях и селах
23,8
23,5
А численность воспитанников, по данным Росстата на конец 2015 года, напротив, выросла до 7160 тыс. с 6813,6 тыс. зарегистрированных на конец 2014 года. Кроме этого, количество новостроек значительно превышает число детских садов, способных их обслужить.
Так выглядит в цифрах экономика частного детского сада «Интересный детский сад» в Митино:
Рис. 1. Экономика «Интересного детского сада». Источник: РБК по данным компании
Рис. 1. Экономика «Интересного детского сада».
Источник: РБК по данным компании
Так, первоначальные инвестиции в открытие частного детского сада, включающие в себя ремонт помещения, депозит по аренде, закупку оборудования, расходы в первый год работы до выхода на самоокупаемость составили 15 млн. руб. Ежемесячные расходы в процессе операционной деятельности составляют 2 млн. 950 тыс. руб., сюда включены: аренда, оплата труда, коммунальные расходы, оплата питания, обучающие материалы, реклама и маркетинг. Выручка 3 млн. 650 тыс. руб., прибыль до выплаты налогов 700 тыс. руб., УСН 15% «Доходы минус расходы» - 105 тыс. руб., чистая прибыль 595 тыс. руб. Фактический срок выхода на окупаемость — 21 месяц, планируемый срок окупаемости вложений — 36 месяцев.
Услуги частного медицинского центра
В 2015 году система российского здравоохранения ввиду проводимых на протяжении последних нескольких лет реформ столкнулась с вполне закономерным результатом развития отрасли. По данным исследования Высшей школы экономики 80% россиян не могут рассчитывать на бесплатную медицинскую помощь соответствующую своим потребностям от государства.
Результатом реформ стало: снижение качества и доступности бесплатных услуг, глобальное сокращение расходов на здравоохранение, уменьшение коечного фонда в стационарах на 9,3% в среднем по стране, снижение численности врачей на 2,2%, среднего медперсонала — на 2,8%.
Таким образом, отрасль платных медицинских услуг привлекательна для инвестиций еще и благодаря тому, что государством регламентирован порядок включения частных клиник в систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Открытие частного медицинского центра — прибыльное и востребованное направление бизнеса.
В 2015 году негосударственные медицинские клиники по ОМС оказали услуг на сумму более 1,2 млрд. руб.
По заявлению генерального директора Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александра Солонина, самые востребованные направления отрасли — это гинекология, терапия и стоматология.
Бизнес на интернет-рекламе
Российская медиаиндустрия последние несколько лет меняет свое направление. Так, по данным издательства «Эксперт» за 2015 год рынок телерекламы упал на 24% по сравнению с 2014 годом до 1,7 млрд. руб., рынок радио рекламы сократился на 32% до 189 млн. $.
А интернет-реклама, напротив, имеет положительную динамику: среднегодовой темп роста составил 16,2%. Согласно прогнозу PwC, уже в 2016 году интернет-реклама оставит позади телевизионную, достигнув показателя в 2,12 млрд. $ и станет новым лидером на российском медиарынке. Основным китом здесь является контекстная реклама — это именно тот вид рекламы, на который владельцы бизнеса готовы тратить деньги в кризис.
Как работает бизнес по управлению контекстной рекламой рассмотрим на примере платформы К50, созданной молодыми предпринимателями Станиславом Брановицким, Иваном Красниковым, Георгием Терновским. Так выглядит рынок контекстной рекламы на примере компании К50 в цифрах:
инвестиции в К50 составили 0,8 млн. $;
оборот К50 в апреле 2015 года - 210 млн. руб.;
выручка К50 в апреле 2015 года — 2,1 млн. руб.;
сервис К50 предлагает 4 продукта;
2500 регистраций в сервисах К50;
используют продукты К50 450 активных клиентов.
Транспортные услуги
По данным Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ) роль автотранспорта в грузообороте РФ имеет выраженную динамику роста. Расчеты экспертов свидетельствуют о том, что к 2030 году в совокупном объеме грузооборота по стране роль железнодорожного транспорта упадет с 87% до 83%, а автотранспорта — вырастет с 9% до 11%. В объемах перевозок грузов те же тенденции: 20% и 15% у железной дороги и 78% и 83% у автотранспорта. Открытие транспортной компании — перспективное направление бизнеса.
Рис. 2. Объем транспортных услуг на душу населения в год, тыс. руб. Источник: Торгово-промышленная палата РФ
Рис. 2. Объем транспортных услуг на душу населения в год, тыс. руб.
Источник: Торгово-промышленная палата РФ
Так, в Москве на душу населения в среднем в год приходится транспортных услуг 30,36 тыс. руб., Московской обл. - 7,2 тыс. руб., Санкт-Петербурге — 12,21 тыс. руб., Ленинградской обл. - 3,44 тыс. руб., Новосибирской, Свердловской и Нижегородской областях — 15,47 тыс. руб., 10,19 тыс. руб., 4,58 тыс. руб. - соответственно. В Краснодарском крае — 11,31 тыс. руб.
Техобслуживание и ремонт транспортных средств и оборудования
Несмотря на падение продаж новых автомобилей в России в первом квартале 2016 года, общее количество транспорта в эксплуатации не уменьшается, кроме того предприятия, расширяя автопарки не обзаводятся собственными ремонтными базами. А любому автомобилю требуется как плановое ТО, так и другие, не всегда запланированные услуги, получить которые автовладельцы могут только в специализированных сервисах по ремонту. Так, правильно организованный автосервис способен приносить стабильную прибыль даже в кризис.
Гостиничные услуги
С января по апрель 2016 года услуг гостиниц и иных средств размещения: хостелов, отелей, мини-отелей оказано более чем на 14 млрд. руб. по данным Росстата. Причем спрос на них продолжает расти.
По данным «Российской газеты» средний оборот одного хостела в России составляет 2,6 млн. руб. в год, у мини-отеля — 3,3 млн. руб. в год.
У предпринимателей, занимающихся гостиничным бизнесом есть перспектива получения наибольшей прибыли в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA в 2018 году.
Только, здесь есть два нюанса, на которые следует обратить внимание. Первый, в том, что согласно закону 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017» объекты размещения обязаны пройти классификацию. Иначе они не смогут принимать гостей, приехавших на чемпионат.
И второй, не следует упускать из виду обсуждаемый Государственной думой законопроект, в случае принятия которого оказывать гостиничные услуги можно будет только в помещениях, переведенных в нежилые с обязательным оснащением системой сигнализации, звукоизоляции номеров, средствами пожарной безопасности.
Бизнес на услугах по ремонту жилья
В 2014 году рынок ремонтно-отделочных работ оценивался 5,7 млрд. $ (без учета мебели и строительных материалов). При этом около 41% приходится на Москву и Подмосковье. 25% планирующих сделать ремонт ищут ремонтную компанию через интернет. Капитальный ремонт квартиры комфорт- и эконом класса на вторичном рынке жилья стоит 1-1,5 млн. руб.
Востребованность данного вида услуг сложно переоценить ввиду масштабного строительства новых домов в последние годы. Помните, что грамотно подобранный штат сотрудников, организация хорошей рекламной кампании — еще не все: на первом месте всегда должно стоять качество выполняемого ремонта, ведь 47% тех, кто планирует делать ремонт отдают предпочтение той или иной ремонтно-отделочной компании основываясь на рекомендациях своих друзей и знакомых.
Сопоставив потребности региона проживания, собственные знания, интересы, предпочтения и финансовые ресурсы есть отличная возможность выбрать в качестве старта для бизнеса одно из предоставленных направлений, являющихся наиболее востребованными на сегодняшний день.
|