Открытие столовой – реальная возможность удачно вложить деньги в малобюджетное антикризисное предприятие. Основание – высокая потребность рынка в недорогих, но качественных услугах общепита. При этом важно знать требования к организации столовой и с самого начала следовать им.
Общепит уже стал частью нашей жизни. Будни современного города невозможно представить без бизнес-ланчей и отдыха после трудового дня за чашкой кофе. Среди различных форматов один из самых популярных - столовая. Причины: демократичность (посетители готовы к полному или частичному самообслуживанию «в обмен» на невысокую стоимость блюд), востребованность (все больше людей предпочитают обедать вне офиса), хорошая альтернатива фаст-фуду. Но перед тем как открыть столовую, нужно выбрать формат заведения, выяснить требования со стороны контролирующих органов, учесть свои риски и возможности.
Чтобы не ошибиться при составлении бизнес-плана, нужно не просто представлять свое дело в деталях, но и прогнозировать его рентабельность. Для этого следует начать с анализа перспектив.
Перспективы открытия столовой в кризис
В последние годы особенно энергично сфера общепита развивалась в крупных промышленных центрах. По данным ВЦИОМ от 2014 г. 62 % населения городов пользуется услугами общепита. За первое полугодие 2014 г. рост по отношению к аналогичному периоду 2013 года составил около 9 %. Однако многие мегаполисы до сих пор существенно отстают по количеству посадочных мест в предприятиях общественного питания от городов Западной Европы. По сведениям www.aif-nn.ru, на одну точку общепита в США приходится 120 человек, в Европе – 300, в России – около 2 000.
Вот статистика, предоставленная заместителем мера Москвы А. Шароновым (см. Таблицу 1)
Таблица 1. Обеспеченность населения местами в общепите*
Город
Количество мест на 1 000 жителей
Москва
43
Санкт-Петербург
78
Улан-Удэ
61
Екатеринбург
49
*Данные 2013 г.
Поскольку покупательская способность населения снизилась, а привычка обедать в заведениях общепита осталась, все более востребованными становятся столовые.
ГОСТ 31985-2013 дает определение столовой как предприятия общественного питания, общедоступного или обслуживающего определенный контингент потребителей, производящего и реализующего блюда и кулинарные изделия в соответствии с разнообразным по дням недели меню.
Форматы столовых имеют свои особенности (см. Таблицу 2)
Таблица 2. Формат по типу, местоположению и ассортименту*
Формат
Тип
Месторасположение
Ассортимент
Столовая на предприятии
Закрытый
На территории завода, фабрики, организации
Общий: реализация продукции собственного изготовления
Диетическая
Общедоступный
В жилом, офисном помещении, торговом центре
Специальный: реализация продукции собственного изготовления по специальной рецептуре для диетического питания
Студенческая (школьная)
Закрытый
На территории учебного заведения
Общий: реализация готовой продукции других предприятий общественного питания
Сетевая (по франшизе)
Общедоступный
Арахис многие ошибочно называют орехом, однако это однолетнее травянистое тепло- и влаголюбивое растение семейства бобовых. От остальных сородичей (фасоли, гороха, сои и т.п.) арахис отличается устройством (далее…)
На территории торгово-развлекательного центра, в жилом или отдельно стоящем здании и т.д.
Специальный: реализация фирменного ассортимента, который может быть представлен полуфабрикатами высокой степени готовности
Общественная
Общедоступный
В промзоне, в жилом или отдельно стоящем здании и вблизи предприятий и офисных центров
Общий: реализация продукции собственного изготовления
Прибыль заведения напрямую зависит от количества и качества предоставляемых услуг. Однако сервисная линейка также зависит от концепции. Сравним возможности трех самых популярных форматов столовых (см. Таблицу 3)
Таблица 3. Линейка услуг
Формат столовой
Кейтеринг
Банкеты*
Поминальные обеды
Кулинария на заказ*
Столовая на предприятии
-
+
-
+
Общественная
+
+
+
+
Сетевая (по франшизе)
+
+
+
+
*В столовой на предприятии возможно проведение банкетов для сторонних организаций, если есть разрешение от руководства и организован коллективный прием гостей через проходную. Заказ кулинарных изделий доступен только для сотрудников (или организуются дополнительные точки реализации за территорией предприятия)
Резюме: Наибольшую свободу для развития разных направлений дают форматы общественной столовой и сетевой (по франшизе). Это связано с их территориальной доступностью и демократичностью цен.
Как привлечь дополнительные средства на открытие?
Хотя в целом открытие столовой «с нуля» требует меньших первоначальных вложений, чем кафе или ресторан, в кризис обойтись личными средствами может быть затруднительным. Учитывая это обстоятельство, многие банки предлагают начинающим предпринимателям открытие зведения по франшизе или готовому бизнес-плану. В частности, www.forbes.ru рассказывает о проекте Сбербанка, разработавшего кредитный продукт «Бизнес-старт» совместно с ведущей консалтинговой фирмой ЗАО «Гориславцев и К. Аудит». В рамках проекта клиентам предлагается не только привлекательный процент по кредиту, но и поддержка на всех этапах построения бизнеса. Аналогичные предложения есть и в других банках.
Выбор организационно-правовой формы
Для предприятия общественного питания рекомендованы следующие организационно-правовые формы: общество с ограниченной ответственностью (ООО) и индивидуальное предпринимательство (ИП). Что подходит вам, необходимо решить до регистрации в ФНС.
Владельцы столовых чаще останавливаются на организационной форме ИП. Госпошлины и штрафы в этом случае более низкие, чем при ООО, но за все нарушения, происшествия и долги предприниматель отвечает всем своим имуществом, даже тем, которое не участвует в бизнесе (дачей, квартирой и т.д.).
В соответствии с организационно-правовой формой выбирается режим налогообложения. Самым выгодным и простым в учете считается ЕНВД, но многие предприниматели выбирают УСН доходы, уменьшенные на величину расходов.
Каким требованиям должна соответствовать столовая?
Вы решили открыть столовую. С чего начать? Изучить требования законодательства к общепиту и провести необходимые согласования.
Согласование с Роспотребнадзором
Выбранное помещение должно быть согласовано с Роспотребнадзором в уведомительном порядке. Это означает, что на использование помещения под столовую не нужно предварительное разрешение этой контролирующей организации. Однако требования Роспотребнадзора надо знать, потому что несоответствие при проверке в дальнейшем грозит серьезными штрафами и даже приостановлением деятельности. С 1.01.2016 г. действует ГОСТ 30389-2013, рекомендованный для применения предприятиями общепита в качестве национального стандарта.
Важно! Согласно Федеральному закону 532-ФЗ от 31.12.2014 г. с внесенными в него поправками, с 23 января 2015 года Роспотребнадзор получил право проверять предприятия общественного питания без предварительного уведомления (ранее он должен был предупредить предпринимателя о своем визите за сутки).
Согласно действующим требованиям к столовой (рекомендованным Приложением Б к ГОСТ 30389-2013), в ней должны быть
вывеска
вход для гостей, отдельный от служебного входа для персонала
вешалки в зале или вестибюле (холле)
зал обслуживания
туалетная комната (собственная или общая с предприятием, на котором столовая располагается)
Требования к техническому оснащению (согласование с ГПС МЧС):
стационарный генератор или аккумуляторы для обеспечения аварийного освещения
горячее и холодное водоснабжение
отопление (для предприятий общественного питания рекомендован температурный режим 19-23°С)
система вентиляции, обеспечивающая допустимые параметры температуры и влажности
система пожаротушения
охранная сигнализация
наличие средств пожаротушения (огневая изоляция, огнетушители)
световые таблички с указателями выходов
если столовая находится в жилом помещении, должна быть обеспечена звукоизоляция (допустимый уровень шума менее 35 дБ)
туалеты следует оборудовать кабинами, умывальниками с зеркалом, электророзетками, туалетной бумагой, мылом либо диспенсером с жидким мылом, бумажными полотенцами либо электрополотенцами, крючками для одежды, корзинами для мусора
Важно! Для получения разрешения на эксплуатацию выбранного помещения от ГПС МЧС России необходимо заранее изучить требования к оборудованию со стороны этой инстанции и привести помещение в соответствие с ними.
Требования к персоналу
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, персонал предприятия общепита должен проходить медосмотры как перед приемом на работу, так и периодически (1 раз в год).
Соблюдая требования законодательства при открытии дела, вы экономите свою будущую прибыль, так как это поможет вам избежать санкций со стороны контролирующих органов.
Вывод
Рынок общепита в России далек от насыщения. В период кризиса столовая как бизнес при грамотной организации может приносить стабильный доход за счет постоянной аудитории и высокой проходимости. Однако на первоначальном этапе предприятие потребует вложений в оборудование, аренду помещения. При правильной организации деятельности, удачном расположении предприятия и качественном сервисе можно добиться хорошей окупаемости в короткие сроки. Для быстрого стартапа можно воспользоваться франшизой и льготными программами кредитования от банков.
|