Когда Белл изобрел телефон, ему сказали: «Не представляем, кому вообще эта штука может понадобиться?». И вот, через 140 лет, ситуация в корне изменилась. Сегодня сложно представить современного человека без телефона, а жизнь в обществе – без связи.
Конечно, это уже далеко не «трубки Белла», а современные мобильные телефоны, смартфоны, спрос на которые сложно переоценить. Так, по данным исследовательской компании International Data Corporation (IDC) во втором квартале 2016 года в РФ было ввезено 7 млн. смартфонов. А в 2015 году в России было продано более 26 млн. смартфонов. И это только данные оптовых поставок, не считая частных заказов из Китая и других стран.
Не сложно представить объем выручки сотовой индустрии. Конечно, главенствующую роль здесь играют крупные федеральные компании: Диксис, Евросеть, Связной, салоны мобильных операторов. Желающим открыть салон сотовой связи нужно найти ответы на множество вопросов. Ответы на основные из них даются ниже.
Что такое салон мобильной связи?
Это специализированное помещение, оборудованное одним или несколькими рабочими местами, соответствующее требованиям действующего законодательства. Бизнес салона сотовой связи основан на:
торговле мобильными устройствами: телефонами, смартфонами, аксессуарами и пр.;
продаже SIM-карт;
приеме платежей за услуги связи.
Для второго и третьего пункта необходимо заключить агентские договора с одним или несколькими сотовыми операторами.
С 1 января 2014 года в России запретили продавать SIM-карты «с рук». Осуществлять такую торговлю могут только лица, имеющие письменный документ, который подтверждает заключение соглашения с оператором связи.
Самым важным моментом, помимо расчета бизнес-плана салона связи, является выбор его места расположения. Даже его площадь не столь важна, как его расположение. Жизнь современных людей динамична. Эта динамика породила привычку покупать, решать, делать все на лету. Для того, чтобы салон приносил прибыль, открывать его нужно в месте максимальной проходимости, не менее 1000-1500 человек в час: вблизи остановок общественного транспорта, станций метро, в крупных торговых центрах, густонаселенных спальных районах.
Как оформить салон сотовой связи юридически?
На вопрос, какую организационно-правовую форму выбрать для открытия салона мобильной связи: ИП или ООО, юристы отвечают, что на первых порах лучше оформить ИП, с налогами и отчетностью работать намного проще. Если в дальнейшем будет планироваться расширение и глобализация, то всегда можно дополнительно открыть ООО.
Налогообложение: как вариант УСН с налоговой базой 6% от дохода или 15% от операционной прибыли, единый налог на вмененный доход или патентная система.
Лицензированию по российскому законодательству подлежит предоставление услуг связи операторами. Розничная торговля телефонами, SIM-картами, расчеты с абонентами к услугам связи не относится, следовательно, лицензию оформлять не требуется.
Коды ОКВЭД по новому классификатору (ОКВЭД2) – 47.42 Торговля розничная телекоммуникационным оборудованием, включая розничную торговлю мобильными телефонами в специализированных магазинах.
Кроме соблюдения противопожарного законодательства, уведомления Роспотребнадзора о начале предпринимательской деятельности, нужно содержать в чистоте не только внутреннее пространство салона, но и прилегающую территорию.
Так, в Саратове владельца салона связи оштрафовали на 5 тыс. руб. за сорную растительность, а также неокрашенный бордюр на прилегающей территории.
Самостоятельно или по франшизе?
В начале 2000 годов – в период роста ажиотажного спроса на мобильные телефоны и подключения к мобильным сетям актуальность открытия самостоятельного салона была достаточно высока.
На сегодняшний день соотношение числа салонов мобильной связи к количеству населения в России значительно превышает европейские показатели.
Так, в марте 2016 года компания 2ГИС провела исследование. Результаты следующие: в городах-миллионниках на 100 тыс. жителей приходится в среднем 27 точек продаж мобильных телефонов. В Перми и Омске зарегистрировано самое большое количество салонов. Москва лишь на 13-м месте среди крупнейших городов России, Санкт-Петербург – на 8-м. В абсолютных цифрах – это 3400 точки в Москве и более 1500 в Питере. Для сравнения – в Италии на 1 млн. человек приходится 31 салон, в Германии – 52, в Великобритании – 37.
Крупные игроки рынка сотового ритейла и операторы связи «приучили» рядового потребителя к собственным брендам, лояльным ценам, сервису. За мобильным телефоном люди идут в Связной или фирменный салон оператора, заплатить за услуги связи – в Евросеть или оплачивают через интернет. Растет количество людей, предпочитающих он-лайн магазины стационарным точкам продаж. Ритейлеру-одиночке нужно очень постараться, чтобы выжить в условиях такой бешеной конкуренции.
Таблица 1. Количество точек продаж у крупных игроков рынка сотового ритейла и операторов связи в России
Компания
Число собственных точек
Число точек, открытых по франшизе
Всего
МТС
4 087
1 751
5 838
Мегафон
Более 2 000
Около 2 000
Около 4 000
ВымпелКом (Билайн)
1 500
Около 2 000
Около 3 500
Теле2
-
3 300
3 300
Yota
100
220
320
Евросеть
Около 4 000
-
Около 4 000
Связной
Около 2 700
-
Около 2 700
Источник: Газета «Ведомости»
Кроме этого, при самостоятельной закупке мобильных гаджетов сложно удерживать конкурентные цены по сравнению с крупными игроками отрасли. Это обусловлено тем, что при заключении агентских договоров при работе по франшизе или в качестве дилера мобильного оператора, как правило, делаются значительные скидки, предоставляется рассрочка, компенсируется часть первоначальных и/или ежемесячных затрат и другие выгодные дополнения. Почему открывать бизнес в этой сфере выгодно по франшизе становится ясно после ознакомления с их условиями.
Франшиза Билайн
Один из тройки ведущих российских операторов – компания ВымпелКом – франчайзинговую деятельность начал вести с 2010 года и предлагает открыть салон мобильной связи Билайн по франшизе без паушального взноса (платы за бренд и поддержку) и роялти (ежемесячных отчислений).
Виды деятельности по франшизе: продажа мобильных устройств и аксессуаров к ним, консультации и подключение клиентов к тарифам Билайн. Заявленный на сайте период окупаемости вложений – 12-24 месяца. Предоставляется всесторонняя поддержка: рекламная, круглосуточная оперативная служба, клиентские менеджеры, ИТ-системы.
Условия:
площадь помещения – от 15 до 45 кв. м;
расположение – первые этажи торговых центров или зона телеком; на улице – хорошо просматриваемая территория или первая линия домов;
количество сотрудников – 2-3 человека на точку.
Первоначальный капитал – от 1 до 2 млн. рублей, причем до 50% вложений компенсирует компания: затраты на ремонт и оборудование магазина, бесплатно обучает персонал, предоставляет рассрочку на мобильные устройства до 60 дней, на аксессуары до 90 дней.
Франшиза Теле2
Компания Теле2 с 2012 года является членом Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ). Использует принципиально новый подход в обслуживании клиентов – «супермаркет» связи. При заключении партнерского соглашения, франчайзи получают все необходимые составляющие успешного бизнеса: от внутреннего оформления салона до стратегии развития.
Условия следующие:
Паушальный взнос в зависимости от региона и формата торговой точки составляет от 0 до 200 000 рублей;
Стартовые инвестиции (наем сотрудников, закуп товара, оборудования и пр.) – от 500 000 рублей;
50% стоимости аренды компенсируется компанией;
При выполнении плана продаж дополнительно выплачивается 50% за качество обслуживания от текущей арендной платы;
Предлагаемые форматы точек продаж:
Монобрендовый магазин
Расположение: входные зоны торговых центров, первая линия домов центральных улиц.
Площадь: от 15 до 100 кв. м.
Мобильный модуль
Площадь, которая нужна для точки такого формата: от 2 до 10 кв. м.
Расположение: вокзалы, аэропорты, околокассовые зоны в гипермаркетах, торговые центры.
Продаваемый товар: тарифные планы для частных и корпоративных клиентов, аксессуары и мобильные телефоны. Дополнительно выплачивается агентское вознаграждение. Заявку на франчайзинг можно оставить на официальном сайте компании, нужно указать свои ФИО, телефон, регион проживания, электронную почту и написать цель обращения (планы по сотрудничеству с Теле2).
Франшиза МТС
Вторая в России по величине сеть мобильного ритейла – МТС предлагает своим франчайзи открыть собственный бизнес и при этом стать частью сети федерального уровня на следующих условиях:
Паушальный взнос, роялти, отчисления в маркетинговый бюджет – отсутствуют;
Площадь торговой точки – от 5 кв. м., минимальные вложения для старта;
До 80% продаваемого ассортимента можно приобрести на выгодных условиях;
Программы обучения, мотивации и развития персонала;
Есть специальная программа «Бизнес под ключ», по которой компания МТС компенсирует полностью или частично затраты на открытие торговой точки;
Всесторонняя поддержка по всем вопросам бизнеса.
Итог таков, что открыть салон связи самостоятельно можно, но если это будет всего одна точка, то, как показывает анализ отрасли, большие прибыли получить не удастся. Есть вариант создать собственный бренд и организовать сеть, но тогда и вложения будут колоссальными. Так, сотовые операторы и такие сети как Евросеть, Связной тратят миллиарды долларов на рекламу, продвижение, узнаваемость бренда и пр. Открыть данный бизнес по франшизе – один из наиболее оптимальных вариантов.
|