Бизнес по обслуживанию и ремонту автотранспорта — это ниша, которая способна не только не снижать своих темпов в кризис, а напротив набирать большие обороты. Это обосновано тем, что автомобилизация населения и предприятий активно растет, а любое автотранспортное средство рано или поздно попадает в автосервис.
Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) падение продаж новых автомобилей, в том числе коммерческого транспорта в апреле 2016 года составило 8,5%, снизившись на 11 200 машин в годовом исчислении. Апрельские продажи оказались худшими за последние 10 лет.
В России с января по апрель 2016 года продано на 75 500 автомобилей меньше, чем в тот же период 2015 года.
Однако, даже такие, казалось бы, безрадостные показатели, приходятся на руку владельцам автосервисов, ведь чем дольше автомобиль эксплуатируется, тем более внимательного отношения в плане обслуживания, возможных поломок, замены деталей и других манипуляций он требует. А у тех, кто только задумывается об организации бизнеса в этом направлении возникает вопрос как открыть автосервис, который будет приносить стабильную прибыль.
Автосервис как бизнес
Ст. 12 «Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности» установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия. Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств в этот перечень не входит. Лицензия на автосервис не нужна.
Что нужно для открытия автосервиса, с чего начать:
выбор и оформление организационно-правовой формы: ИП или ООО;
выбор системы налогообложения;
аренда помещения, закупка оборудования, инструмента, расходных материалов, наем персонала.
Кроме этого, необходимо определиться с форматом будущей станции технического обслуживания:
независимая СТО с узкоспециализированным или комбинированным сервисом, направленным на предоставление одного или нескольких видов услуг (шиномонтаж, мойка автомобилей, развал-схождение, кузовной ремонт и другие), преимуществами здесь является отсутствие необходимости делиться прибылью, как в случае приобретения франшизы; полностью самостоятельное ведение бизнеса, хотя оно же является и недостатком, так как требуется самому разрабатывать подробный бизнес-план, обучать персонал, налаживать рекламную кампанию, организовывать процесс;
сетевые, сюда относятся официальные дилерские сервисы, которые специализируются на обслуживании одной конкретной марки, а также сетевые СТО, предоставляющие полный комплекс услуг и ведущие бизнес по общим для всех точек правилам, у некоторых из крупных сетей можно приобрести франшизу, плюсом такого бизнеса является: полная всесторонняя поддержка при запуске и в процессе деятельности, а минусом: стоимость самой франшизы и необходимость делиться прибылью с собственником бренда (платить роялти).
Автосервисы сети «Пит-Стоп» (США) моют автомобиль, заправляют его маслом, топливом и другими необходимыми жидкостями в течение 12 мин. При этом используются поточные линии с дистанционным управлением. Производительность такой линии около 150 автомобилей за смену. А стоимость данного комплекса услуг на этих станциях на 25% дешевле, чем на обычных станциях.
Что и в каких случаях выбирают хозяева авто: дилерские центры или независимые СТО? Аналитическим агентством «Автостат» был проведен опрос в августе 2015 года среди 3 000 респондентов-автолюбителей (см. рис 1).
Рис. 1 Официальный дилер или независимая СТО Источник: АВТОСТАТ
Рис. 1 Официальный дилер или независимая СТО
Источник: АВТОСТАТ
Данные опроса показывают, что 77% автовладельцев, чьи авто находятся на гарантии предпочитают обслуживаться у официального дилера, в то время, как на постгарантийное обслуживание в независимые СТО обращаются в 24%, процент обращения к дилерам падает до 23. А вот, что касается конкретных видов работ, то дилеру больше доверяют ремонт коробки передач 45% против 41% для независимых СТО, двигателя 43% и 39% соответственно.
Для остальных видов работ опрошенные автолюбители предпочитают обращаться в независимые станции в большем числе случаев: ремонт ходовой части автомобиля 48% против 22%; развал-схождение 67% и 22%; плановое ТО — 49% и 19%, ремонт/заправка автокондиционера 62% и 19% и кузовной ремонт 51% против 16%.
Перспективы и тенденции
Автосервис является одним из самых перспективных направлений на рынке техники: парк автомобилей растет. Предприятия приобретают новую технику, при этом не обзаводясь собственной ремонтной базой.
Рынок автосервисов в России постепенно уходит от ремонтников-любителей, организующих «бизнес» в гараже к крупным сетевым точкам, либо консолидируется в более масштабные форматы.
В таких точках организован клиентский сервис — комната ожидания, где можно выпить кофе, воспользоваться бесплатным wi-fi, посмотреть телевизор, да и просто расслабиться в то время, когда автомобиль находится на сервисе. Кроме этого, в таких компаниях предусмотрены клубные карты, предполагающие небольшой набор бесплатных услуг (например, замена масла или подкачка шин), а также дополнительные скидки на основные услуги. Все эти моменты помогают превратить случайного клиента в постоянного. Не даром же говорят, что театр начинается с вешалки, а автосервис — с клиентской зоны.
Что важно для владельцев авто при выборе точки обслуживания
Опрос, проведенный среди автолюбителей (см. рис 2), а также предприятий-владельцев больших и малых автопарков, показал, что при выборе автосервиса первостепенное значение имеет качество работ, причем для больших парков оно важно на 52%, тогда как для малых и индивидуалов — на 34%, стоимость услуг, напротив более важна для частных автовладельцев (34%), чем для крупных парков (25%); на третьем месте — сроки работ, которые важны практически одинаково (на 15% и 14%); такие моменты, как предлагаемые услуги, отношение персонала, выполнение сроков ремонта являются второстепенными при выборе точки обслуживания, их значимость колеблется от 1% до 7%.
Рис. 2 Причина выбора точки обслуживания Источник: Журнал «Грузавтоинфо»
Рис. 2 Причина выбора точки обслуживания
Источник: Журнал «Грузавтоинфо»
Правильно налаженная работа автосервиса способна обеспечить ключевой показатель его востребованности — качество проводимых работ. И если самостоятельное решение этого вопроса требует значительных временных и трудовых затрат, то со станцией технического обслуживания, открытой по франшизе — совсем иная ситуация.
Обзор сетевых автосервисов и предлагаемых ими франшиз
Федеральная сеть Fit service
Свою первую станцию компания открыла в 2008 году в Омске. С 2013 года (к этому моменту было открыто еще 8 станций в Хабаровске, Москве и Новосибирске) было принято решение о развитии партнерской сети. Первый франчайзинговый автосервис был открыт в 2013 году. А спустя два года сеть исчисляется 55 станциями в 23 городах России.
Владельцы позиционируют вступление в сеть не как франшизу, а как партнерские отношения, основанные на модели win-win (выигрыш-выигрыш). Предлагают стать партнерами по открытию СТО в любом из трех форматов (см. таб. 1)
гараж — простой формат, позволяющий выйти на окупаемость в короткие сроки;
экспресс — оптимальный формат;
стандарт — автосервис полного цикла.
Таблица 1 Форматы автосервисов по франшизе Fit service
Гараж
Экспресс
Стандарт
Вложения в оформление интерьера и экстерьера, руб.
700 000
1 600 000
2 600 000
Паушальный взнос за вступление в сеть, руб.
500 000
500 000
900 000
Валовая выручка в месяц, руб.
1 800 000
2 800 000
4 250 000
Средняя прибыль, руб.
288 000
476 000
867 000
Рентабельность, %
16
17
20,4
Бизнес автосервисов по франшизе Fit service предусматривает систему автоматизации: в одной программе собраны складкой, кассовый и управленческий учет. Почему это удобно? Компания предоставляет все необходимые материалы: от проекта здания с техническими рекомендациями, должностных инструкций для каждого сотрудника; а также формы поддержки: рекламные кампании, маркетинг, услуги кол-центра.
Предоставляются базы данных — каталоги и регламенты по ремонту с подробным описанием и нормочасами на все модели автомобилей, любого года выпуска.
Партнеры Fit service напрямую работают с поставщиками запасных частей, расходных материалов, автохимии, что обеспечивает скидки, которых лишены предприниматели-одиночки.
У компании разработана система мотивации, обучения и повышения квалификации персонала в собственном обучающем центре, что повышает престиж работы в компании для сотрудников и снижает текучку кадров.
Вилгуд
Сеть автосервисов Вилгуд была основана супругами Шерзод и Барно Турсуновыми в 2011 году.
Идея открыть автосервис с нуля, пришла к бизнесменам, которые ранее занимались торговлей строительными материалами, по следующим соображениям: во-первых это тот бизнес, который можно масштабировать, во-вторых он имеет потенциал для роста в кризис, в-третьих им можно легко делиться с партнерами. Их отличительным ноу-хау стала IT-система Wilgood IS, через которую строится вся работа с клиентом. Она не дает сотрудникам воровать и мотивирует их работать. Как показывают достигнутые результаты, соображения основателей сети Вилгуд были верными.
Так, по данным на март 2016 года:
работает 28 автосервисов от Санкт-Петербурга до Хабаровска, из них 6 принадлежат собственниками, 22 — по франшизе;
средний чек СТО Вилгуд — 8 000 руб.;
4 000 000 руб. - средний оборот в месяц автосервиса сети в Москве;
400 млн. руб. - совокупный оборот всех точек сети за 2015 год;
в марте 2016 года — более 8 000 автолюбителей стали клиентами Вилгуд.
Таблица 2 Что входит в франшизу Вилгуд
Стадия открытия
Стадия финального запуска
Предоставление рекламных материалов
Помощь в поиске помещения и составление бизнес-плана
Помощь в поиске и найме персонала
Обучение в Москве для будущих партнеров
Привлечение клиентов (наружная реклама, интернет-реклама)
Договора с поставщиками-партнерами на поставки с максимальными скидками
Поддержка товарных запасов
Составление сметы, закупка фирменного оборудования и инвентаря
Условия и стоимость франшизы:
для Москвы и Санкт-Петербурга — 2 000 000 руб.;
города с населением более 1 млн. - 1 500 000 руб.;
другие города — 1 000 000 рублей.;
роялти в первый год работы автосервиса — 3,5% от выручки ежемесячно.
Динамика работающего автосервиса в Троицке на три подъемника, с одним постом сход-развал. До приобретения франшизы работал 5 лет. На графике (см. рис. 3) отражена динамика за 18 месяцев.
Рис. 3 Рост прибыли работающего автосервиса после приобретения франшизы Вилгуд Источник: сайт компании
Рис. 3 Рост прибыли работающего автосервиса после приобретения франшизы Вилгуд
Источник: сайт компании
В результате достигнуто увеличение чека на 96% по всем клиентам, количество клиентов увеличилось на 47%, оборот за 2015 год по отношению к 2014 увеличился на 120%, чистая прибыль — выросла в 8 раз.
Сколько стоит открыть автосервис на шесть подъемников в помещении площадью 500 кв. м в Москве (см. рис. 4), данные предоставлены в тыс. руб.
Рис. 4, Стоимость открытия автосервиса в Москве Источник: РБК по данным компании Вилгуд
Рис. 4, Стоимость открытия автосервиса в Москве
Источник: РБК по данным компании Вилгуд
Так, по данным предоставленным компанией Вилгуд, первоначальная закупка оборудования инструментов обойдется в сумму 2 350 000 руб., 1 000 000 руб. - нужно иметь в резерве на случай прогнозируемых убытков в первые месяцы в работе, ремонт помещения обойдется в 800 000 рублей, аренда и залоговый платеж — от 280 000 до 460 000 руб. в месяц, телефония и IT-платформа — 350 000 руб., стеллажи и мебель — 250 000 руб., запчасти — 220 000 руб., вывеска — 150 000 руб.
А вот так выглядят на практике показатели работающего автосервиса Вилгуд в Долгопрудном (см. рис. 5), данные приведены за март 2016 года.
Рис. 5 Как это работает: автосервис Вилгуд в Долгопрудном Источник: РБК по данным компании Вилгуд
Рис. 5 Как это работает: автосервис Вилгуд в Долгопрудном
Источник: РБК по данным компании Вилгуд
В марте 2016 г. выручка составила 4 040 000 руб. в месяц при расходах 3 301 000 руб. плюс 111 000 руб. - оплата налога, в данном случае это УСН со ставкой 15%, итого чистая прибыль равна 628 000 руб, рентабельность - 15,5%.
Белый сервис
Федеральная сеть автосервисов «Белый Сервис», производящая постгарантийное обслуживание всех марок автомобилей была создана в 2009 году. Их отличием от стандартных СТО являются услуги по фиксированным ценам с предложением индивидуального прайса для каждого автомобиля.
В сети насчитывается 56 СТО, открытых в 33 городах России. На условиях приобретения франшизы компания предлагает на выбор следующие форматы сервисов:
мини формат — два подъемника без сход-развала;
малый формат — три подъемника со сход-развалом;
основной формат — четыре-шесть подъемников со сход-развалом;
белый сервис электрика — один-два поста.
Таблица 3 Стоимость франшизы «Белый сервис»
Мини формат
Малый формат
Основной
Электрика
Вступительный платеж, руб
100 000
200 000
300 000
50 000
Роялти, ежемесячно от оборота
2%
2%
2%
2%
Главным преимуществом является подключением партнеров к уникальной программе «ОЛА» с блоком CRM, с помощью которой осуществляются: ценообразование на услуги, подбор запасных частей, выбор поставщика с минимальными расценками, выгрузка данных в программу 1С. Кроме этого, компания разрабатывает индивидуальный бизнес-план, проводит обучение персонала.
Таким образом, качество работ, высокий клиентский сервис, грамотно налаженный процесс работы — основополагающие моменты прибыльного бизнеса по открытию автосервиса.
|