Плюсы и минусы открытия кафе-мороженого. Форматы точек продаж и нестандартные варианты продукции. Ситуация на рынке мороженного России и условия франшиз ведущих компаний.
В начале апреля 2016 года в Москве состоялся Фестиваль Франшиз, в котором приняли участие представители 92 отечественных и международных брендов. Одним из важных участников выставки стала компания «33 Пингвина» - наиболее востребованная франшиза мороженого и крупнейшая российская сеть кафе в данном сегменте, насчитывающая более 1,5 тыс. проектов по всей стране. Примечательно, что одним из спикеров Фестиваля Франшиз стала Алена Соколова – руководитель Венчурного фонда Промсвязьбанка.
Именно этот фонд в апреле текущего года выделил свыше 1,77 млн. руб. на развитие перспективного проекта по продаже мороженого в Волгограде – «Morojko». В 2015 году данному предприятию, существующему уже 4 года, удалось успешно реализовать 2 франшизы в Саранске и Брянске. Сделка стала 24-й по счету для Венчурного фонда, а размер инвестиций косвенно указывает на перспективность рынка кафе-мороженого в России. Но каковы текущее положение дел и прогнозы экспертов?
Спрос на мороженое: ситуация на отечественном рынке
По данным Росстата, начиная с 2005, объем производства мороженого регулярно снижался и резко возрос лишь в 2010 году. Данные статистики за предшествующие 2 года показали: общий объем производства незначительно сократился – до 375,4 тыс. тонн. Но если рассмотреть статические данные по отдельным месяцам, можно заметить: в апреле и августе 2015 спрос на мороженое был выше по сравнению с предыдущим годом. То же касается и конца года: более высокий спрос относительно 2014 наблюдался в октябре, ноябре и декабре.
Рисунок 1. Динамика производства мороженного по данным Росстата и консалтингового агентства INFOLine
Рисунок 1. Динамика производства мороженного по данным Росстата и консалтингового агентства INFOLine
Интересный факт: На 1 европейца приходится в среднем 10 кг мороженого ежегодно. В России среднее потребление этого молочного продукта не превышает 3 кг/чел., а постоянными покупателями мороженого по разным оценкам являются не более 57 % населения. Лишь в аномально жаркое лето 2010 года потребление достигло 5 кг/чел.
Рынок производства мороженого эксперты называют одним из наиболее насыщенных в продуктовом сегменте. Однако его максимальная концентрация наблюдается в странах Запада (Великобритания, Германия, Франция, США и т.д.). Именно в США в 1945 году была основана компания Baskin Robbins, которая по сей день является крупнейшей мировой сетью, реализующей франшизы кафе-мороженого. В странах СНГ насчитывается более 150 точек продаж продукции BR.
Перспективы кафе-мороженого, плюсы и минусы открытия бизнеса
В нашей стране данная ниша пока остается потенциально прибыльной в связи с относительно малым числом кафе. Работа по франшизе в этом сегменте – оптимальный выбор для начинающих предпринимателей. Успешные и узнаваемые бренды способны привлечь немало клиентов, поэтому вновь открывшееся кафе не будет требовать больших затрат на рекламу.
Важно: в России на долю франчайзинга приходится не более 1 % ВВП, в то время как в США – до 10 %. Специалисты Российском Академии Франчайзинга прогнозируют рост этого показателя до 5 % к 2025 году.
Франчайзинг является одним из инструментов развития экономики в период стагнации рынка. В условиях экономического кризиса покупка франшизы является наиболее перспективным вложением средств в свое дело. Но к открытию точки продажи в формате кафе с посадочными местами многие специалисты относятся скептически. Кафе-мороженое предполагает отсутствие в меню алкогольных напитков – одного из главных источников прибыли в сфере общепита.
Основная аудитория таких заведений – родители с детьми. Вот почему размещать точки по продаже мороженого лучше в торговых центрах, куда принято наведываться всей семьей. Также перспективным вариантом является открытие точек продаж в формате ларьков на оживленных улицах, вблизи общественных мест и парков отдыха.
Существуют и другие форматы кафе-мороженого:
мобильные;
мини (мобильные кареты для торговых центров);
сезонные сборно-разборные павильоны.
Рисунок 2. Мобильное кафе-мороженое на улице города
Рисунок 2. Мобильное кафе-мороженое на улице города
Мобильные мини-кафе – это передвижные морозильные витрины большой вместимости, которые предназначены для уличного размещения в оживленных местах (на пляжах, в парках отдыха и т.д.). Они станут отличным выбором для сезонной торговли, ведь занимают минимум площади, не требуют специального обслуживания (достаточно подключения к электросети) и стоят недорого. Мобильные кафе-мороженое снабжены тентом, рабочим местом продавца, столиком, дополнительной витриной или оборудованием для приготовления напитков.
Рисунок 3. Мини-кафе для торговых центров
Рисунок 3. Мини-кафе для торговых центров
Мини-карета по сути является промышленным холодильником на колесах, который оформлен в фирменном стиле, дополнен прилавком, навесом и местом продавца. Такое решение оптимально для начинающих предпринимателей, требует минимальных вложений и занимает не более 2 кв. м площади, что позволяет немало сэкономить на аренде. Из недостатков стоит отметить относительно небольшую емкость холодильного отделения, в связи с чем ассортимент вкусов будет ограничен. Мобильное кафе подходит для размещения на улицах и в холлах торговых центров.
Рисунок 4. Сезонный павильон кафе-мороженого
Рисунок 4. Сезонный павильон кафе-мороженого
Сборно-разборные торговые павильоны – конструкции из тонколистовых материалов на основе быстровозводимых металлоконструкций. Их площадь в среднем составляет от 4 – 8 кв. м и более. Внутри располагается холодильное оборудование, кассовый аппарат, рабочий стол продавца. В зависимости от площади в павильонах можно устанавливать столики для посетителей.
Преимущество такого решения – возможность сезонной установки кафе в оживленных местах с повышенным спросом на холодные десерты (близ пляжей, парков, мест отдыха и т.д.). Недостатками можно называть более высокую стоимость и площадь, приводящую к увеличению расходов на аренду земли. Достоинство – возможность предлагать клиентам максимально широкий ассортимент продукции.
Не стоит забывать о сезонности бизнеса, ведь максимальный спрос на мороженое наблюдается в жаркие весенне-летние месяцы. Подогреть интерес к продукции в период «застоя» (поздней осенью и зимой) можно, реализуя нестандартные виды продукции. Так, все более востребованной становится франшиза жареного мороженого – оригинального десерта в панировке, который удобно есть на ходу и в холодное время года.
Основные составляющие успешного кафе-мороженого таковы:
широкий ассортимент – не менее 15 вкусов;
различные варианты подачи (в рожке, в стаканчике и т.д.);
необычные виды продукции (гранулированное мороженое – франшиза, которая только появилась на отечественном рынке).
Негативным фактором для развития бизнеса по продаже мороженого является дефицит сырья, обусловленный введением продовольственного эмбарго в 2014 году. Рост стоимости молока, сахара, упаковочных материалов приведет к прогнозируемому повышению цен на мороженое примерно на 5 – 10 %. Вкупе со сниженной на фоне кризиса потребительской активностью это может привести к недостаточному спросу на продукцию и услуги подобных кафе.
Положительная сторона приобретения франшизы для открытия кафе-мороженого состоит в том, что наиболее крупные сети (33 Пингвина, Baskin Robbins) располагают собственными производствами на территории страны и работают с российскими поставщиками. Стоит отметить следующие преимущества работы по франшизе:
запуск в срок от 2 недель;
высокая торговая наценка;
минимальные требования к франчайзи;
относительно малый стартовый капитал.
При этом на рынке мороженого появились новые перспективные ниши. К примеру, высокий потенциал мороженого в сегменте «здоровое питание» пока остается нереализованным. В данном сегменте действуют такие франчайзеры, как Tutti Frutti Frozen Yogurt, Pinkberry и т.д.
Условия франшизы ключевых игроков рынка
1 33 Пингвина – крупнейшая сеть кафе-мороженого в стране, основанная в 2004 году и располагающая точками продаж в 170 городах России и стран СНГ.
Таблица 1. Условия франшизы «33 Пингвина»
Условия
Показатели
Паушальный взнос
350 тыс. руб.
Стартовые инвестиции
от 1,2 млн. руб.
Роялти
0 %
Окупаемость
от 4 месяцев
2 Baskin Robbins – крупнейшая сеть кафе-мороженого в мире, появившаяся в 1945 году и ставшая первой франшизой мира в сегменте общественного питания.
Таблица 2. Условия покупки франшизы Baskin Robbins
Условия
Показатели
Паушальный взнос
15 тыс. долл. США
Стартовые инвестиции
от 1 млн. руб.
Роялти
0 % (4 % - маркетинговый взнос)
Окупаемость
1 – 1,5 года
3 Tutti Frutti Frozen Yogurt – крупнейшая сеть кафе йогурт-мороженого, основанная в 2007 году в США и действующая по принципу Self Serve.
Таблица 3. Условия приобретения франшизы кафе-мороженого Tutti Frutti
Условия
Показатели
Паушальный взнос
1 млн. руб.
Стартовые инвестиции
от 3 млн. руб.
Роялти
4 % от оборота (2 % - маркетинговый взнос)
Окупаемость
1,5 – 2,5 года
Подводя итог, стоит сказать: оптимальный вариант для начала своего бизнеса по франшизе – открытие кафе-мороженого в мини-формате с расположением его в людном месте. Выбирая место для точки, не забывайте о потенциальной возможности расширения бизнеса. Ориентируйтесь на торговые центры, где можно обустроить полноценное кафе, или парки со свободными площадями для его строительства впоследствии.
Мини-точка требует небольших вложений и быстро окупается. А по мере роста ее популярности вы сможете обустроить полноформатное кафе-мороженое поблизости. Оно не потребует больших трат на рекламу, ведь к моменту его открытия у вас уже будет множество постоянных клиентов.
|