Традиционным для села является фермерство. Однако в соответствии со спросом на внутренний туризм и интересом к деревенской «экзотике», а также со стремлением все большего числа людей к здоровому образу жизни становятся востребованными агротуризм и локаворский ресторанный бизнес. Каждое направление может приносить хороший доход, если грамотно подойти к делу.
Аналитики утверждают, что в российской глубинке сегодня открывается множество перспектив для тех, кто внимательно следит за изменениями в экономике и политике. Как в эпоху беспрецедентных санкций со стороны бывших зарубежных партнеров России и потребности страны в импортозамещении построить прибыльный бизнес на селе с нуля? Рассмотрим особенности «исторического момента» и некоторые идеи, которые успешно реализуют наши соотечественники.
Почему это выгодно?
Сегодня все больше иностранных инвесторов вкладывают деньги в аграрный сектор России. Суть этой тенденции откровенно выразил тайский бизнесмен Дханин Чеараванонт (ТОП-81 в глобальном рейтинге Forbes), активно развивающий аграрный бизнес в ряде регионов нашей страны:
«Россия может накормить 3 миллиарда населения Азии. В России есть очень хорошие возможности, к которым россияне пока относятся невнимательно и недооценивают их».
Какие же это возможности?
Низкий уровень конкуренции позволяет выбрать практически любую нишу: от животноводства, птицеводства, пчеловодства до собственного производства по переработке фермерской продукции и открытия ресторана с меню из органических продуктов
Высокая потребность государства в импортозамещении позволяет рассчитывать на долгосрочные кредиты даже начинающим фермерам, не имеющим солидного стартового капитала
Рост количества приверженцев здорового питания увеличивает спрос на полезные, выращенные в естественных условиях овощи и фрукты, а также органическую птицу, качественное мясо и молочные продукты
Стремление городских жителей сменить обстановку и найти новые способы малобюджетного отдыха от стрессов способствует развитию нового направления в туризме – экологического.
Рассмотрим, как эти возможности реализуют наши соотечественники.
Выращивание органической птицы
В 2015 году в деревне Зеленцино Владимирской области стартовал бизнес-проект «Вольный выгул», автором которого стал фермер Дмитрий Климов. Он объявил краудфандинг на сайте фермерского кооператива LavkaLavka и собрал 100 000 рублей на птичник. Через магазины этого кооператива сегодня Климов реализует до 40 % своей продукции. Цены соответствуют ее качеству. Например, 1 кг индейки стоит 1 080 руб., бедро – 1 490 руб. за кг, мясо подрощенных цыплят – 675 руб. за кг.
Своих постоянных клиентов Д. Климов знает буквально в лицо, так как сам доставляет им продукты каждую неделю на дом. А еще для продвижения он использует кулинарные шоу в фермерских магазинах Москвы, во время которых демонстрирует, как вкусна индейка в устричном соусе, и беседует с гурманами о достоинствах барбарийских уток.
Модель проекта «Вольный выгул» Д. Климов «скопировал» с хозяйств Гаскони, куда ездил за опытом. Себестоимость производства можно представить в виде диаграммы (см. Рис. 1)
Рис.1 Из чего складывается себестоимость органической птицы?
Рис.1 Из чего складывается себестоимость органической птицы?
Маржа с продаж составляет 15-18%, дополнительный доход фермер рассчитывает получить с кулинарии. Например, вместе с партнером он планирует производство подмосковной фуа-гра (по стоимости 3-4 тыс. рублей за кг). Для этого в Гаскони уже закуплены 120 гусиных и куриных яиц и образцы особых сортов кукурузы для откорма птицы.
Однако бизнес-идеи в сельской местности не исчерпываются только фермерством. Вот пример другого направления.
Деревенский ресторан
В 120 км от Москвы, в деревне Митино, есть уникальное место – фермерский ресторан «Марк и Лев» (год открытия – 2014). Его основатель Александр Гончаров взял за образец популярный в Швеции ресторан Faviken, находящийся в 600 км от Стокгольма и неизменно привлекающий сотни любителей вкусной и здоровой пищи.
«Марк и Лев» – ресторан локаворского типа, то есть меню в нем состоит из продуктов, производимых фермерскими хозяйствами в радиусе до 150 км от него. Он небольшой, рассчитан на 30 мест в зале и 20 на веранде. Средний чек 1 500 – 1 800 руб.
Прибыль проект начал приносить не сразу: потребовалось время для того, чтобы привлечь внимание к нему не только потенциальных посетителей, но и партнеров – фермеров, которые поначалу не слишком доверяли городскому предпринимателю.
Сегодня в планах у Гончарова отстроить поселок «Ферма для жизни», открыть фермерский рынок и хаб.
В фермерском поселке будет порядка 50 домов для фермеров по стоимости 3-5 млн рублей. А. Гончаров предлагает потенциальным партнерам поселиться в них, назначив первоначальный взнос от стоимости всего 20 %, остальную сумму можно платить в рассрочку. Арендная плата равна земельному налогу. Таким образом, предприниматель готов «оживить направление», развивая здесь сеть фермерских хозяйств и магазинов.
У коллег из США он «подсмотрел» идею хабов – мест для хранения фермерской продукции. Аналогичный сервис А. Гончаров будет оказывать и членам своего фермерского кооператива. Это поможет производителям обеспечивать необходимый запас продукции для поставок в крупные торговые сети. Таким образом, небольшой бизнес в селе с нуля может превратиться в масштабный и прибыльный проект.
Агротуризм – экзотика русской деревни
Проект студента Ульяновского государственного университета Константина Захарова «Русская Александрия» был признан лучшим в регионе в 2012 году.
Внимание молодого предпринимателя привлекла заброшенная деревня в Ульяновской области с романтическим названием Александрия: красивые места, лес, пруд. На собственные средства он приобрел первые три дома, вложив в их ремонт 200 000 рублей. Еще 300 000 руб. потребовались на автобус для доставки любителей сельской экзотики в эти заповедные места. А всего по бизнес-плану К. Захарова ему необходимо 5 млн рублей на обустройство деревни для агротуризма: на эти деньги можно очистить пруд и проложить необходимые коммуникации, а также приобрести больше домов и сделать мини-гостиницу из бывшей школы. Запланированный срок окупаемости проекта – 2 года при стоимости проживания в доме с обстановкой 18 – 19 в. 3 000 руб. в неделю.
Из развлечений отдыхающим доступны русская печь с возможностью приготовления пищи по старинным рецептам, уход за огородом, рыбалка, работа на пасеке и баня. За год «Русская Александрия» сможет принимать до 500 туристов.
В планах у К. Захарова сделать проект круглогодичным и устроить в Александрии горнолыжный спуск с подъемником. А если местные власти не откажут в помощи, то предприниматель обещает трудоустроить до 100 человек.
Русская органическая мука
Женщины в семье предпринимателя Павла Абрамова всегда предпочитали органическую муку для выпечки. Итальянскую. Потому что русской раньше не было. А теперь появилась, благодаря тому, что ее производством Павел решил заняться в 2012 году, освоив для этой цели 200 га в Алексинском районе Тульской области, хотя в целом в этом регионе растениеводство развито пока слабо (см. Рис.2)
Рис.2 Фермерские хозяйства в России
Рис.2 Фермерские хозяйства в России
В хозяйстве введен абсолютный запрет на использование любой агрохимии, даже земля обрабатывается без помощи плуга. С сорняками борются многократным прохождением поля с культиватором. Муку производят при помощи каменных жерновов.
На полях П. Абрамова произрастает 7 видов злаков, из которых он производит 19 видов высококачественной продукции. Ее уже оценили не только потребители органического питания, но и крупные производители. Например, Danon использует пшеничную и полбяную муку его компании «Черный хлеб» для приготовления детского питания. А ведь у данного производителя очень высокие требования к поставщикам!
Своей деятельностью П. Абрамов подтвердил вывод ООН о том, что органическое земледелие повышает доходы фермера в 2-3 раза. Вложив в проект 2 млн евро, он поставил цель полностью «отбить» их за 7 лет.
В последнее время на дело П. Абрамова обратили внимание инвесторы, и с их помощью предприниматель планирует наладить собственное производство круп, макарон, хлеба.
Отель в лесной глубинке
Размышляя о том, какой бизнес можно открыть в селе, обратите внимание на уже существующие предприятия, которые по разным причинам перестали приносить прибыль своим хозяевам или находятся в упадке. Возможно, это ваш шанс!
Именно так поступили супруги Шестаковы из Архангельской области, выкупившие некогда популярную базу отдыха «Голубино», пришедшую в негодность после пожара в главном здании и разорения собственников.
В 2015 году ими был произведен ребрендинг заведения и принято решение «развивать туристический комплекс как уникальную площадку северной культуры» (Е. Шестакова) Так появился новый «Лесной отель «Голубино», находящийся вблизи уникальных Пинежских карстовых пещер и государственного заповедника.
Вот шаги, которые предприняли новые хозяева базы отдыха для становления своего семейного бизнеса:
Восстановили главное здание и отремонтировали вспомогательные (инвестором выступил брат Елены Шестаковой)
Доходы от первых посетителей направили на обновление коммуникаций и модернизацию ресторана
Провели ревизию кадров: тех, кто не хотел соответствовать стандартам гостеприимства, уволили, остальных обучили с приглашением специалистов отельного дела и психологов
Ввели форму для сотрудников в русском стиле для создания национального колорита, с этой же целью установили сотрудничество с местным Домом культуры для организации досуга туристов с посиделками у костра, пением русских песен, народными забавами
Поскольку на 45 % гости отеля из других регионов, компания в 2015 году стала членом «Архангельской региональной туристской ассоциации» и приняла участие в нескольких туристических форумах. Так были заключены договора с крупными московскими туроператорами
Благодаря этим мерам, «Лесной отель «Голубино» известен далеко за пределами Архангельской области и приносит стабильный доход своим владельцам.
Резюме
При желании на селе сегодня можно развивать практически любое направление бизнеса. Срок его окупаемости нельзя назвать коротким, но при правильно организованном маркетинге, продуманном бизнес-плане и интересе к выбранному делу можно получать стабильный доход и удовольствие от жизни вдали от суеты городов.
|