15 вопросов организатору бизнеса в сфере защиты прав заемщиков
Интервью с Файзуллиным Вилем Алмасовичем
Сегодня займы в микрофинансовых организациях являются весьма распространенной услугой. Многие заемщики попадают в безвыходные ситуации и нуждаются в грамотной юридической помощи. Поэтому бизнес в сфере защиты прав заемщиков является перспективным направлением при условии правильно подобранной стратегии развития. Виль Алмасович Файзуллин – основатель и действующий руководитель федеральной франчайзинговой сети юридических компаний «Стоп займ». Мы попросили его ответить на наши вопросы, беседа получилась весьма интересной и содержательной.
Здравствуйте, Виль. Безусловно, в кризис защита прав заемщиков стала особенно актуальной. Но вы работаете уже давно? Значит, услуга была востребована и раньше?
Мы открыли юридическую компанию в 2003 году. На тот момент у ее истоков стояли люди, имевшие достаточно богатый опыт работы в юридической, экспертной и лицензионной сферах. Спрос на юридические услуги подобного рода был всегда — в кризис он просто обострился в силу естественных причин. За 13 лет работы мы помогли тысячам клиентов, среди которых были как обычные граждане, так и крупные предприятия.
Особенность нашей сферы в том, что мы не работаем с каким-то одним законом или кодексом, а оказываемся на стыке ряда законов и нормативных актов, в каждом из которых вынуждены досконально разбираться и знать каждую мелочь. Обычный человек не может сходу разобраться в этих хитросплетениях, чем и пользуются недобросовестные кредиторы. Последние несколько лет мы обратили серьезное внимание на проблему правовой безграмотности, а, следовательно, беззащитности граждан при получении ими кредитов и последующем нарушении их прав кредиторами при обслуживании. Спектр предоставляемых услуг, связанных со спорами с банками и МФО ежегодно увеличивается. Если еще 3 года назад мы ограничивались взысканием с банков навязанных страховок, то сейчас перечень услуг очень обширен и не ограничивается только судебными спорами.
На сегодняшний день все мы видим, что закредитованность населения страны бьет все рекорды. Невозврат средств со стороны потребителей огромен, но заемщик в основной своей части не желает смириться с той ситуацией, что постигла его и желает выйти из нее достойно, доказав, что не является злостным неплательщиком, а уж тем более обманщиком и преступником, похитившим деньги у кредитора. Его интересует законный способ избавления от кредита, он готов возвращать деньги, но тем способом, который был бы ему удобен. В этой связи можно с полной уверенностью утверждать, что услуга именно в этом направлении сейчас особенно актуальна.
Расскажите, в чем суть вашего бизнеса? Что именно вы делаете, какие услуги оказываете? Какие люди обращаются? Откуда они приходят?
Мы являемся юридической компанией, занимающейся спорами с кредитными и микрофинансовыми организациями, а также банкротством физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ведем досудебную работу, представляем клиента в судах, защищаем от произвола коллекторов, работаем со службой судебных приставов и т.д.
Люди обращаются совершенно разные — от 18 до 70 лет, т.е. все те, кому выдают кредиты. В сложное финансовое положение может попасть каждый, а отсутствие знаний о своих правах не позволяет гражданам бороться за них самостоятельно. Наша компания для таких людей наилучший вариант, мы проводим досудебную работу, а потом (если нужно) представляем интересы заемщика в суде. Вы удивитесь, но в огромном количестве случаев кредиторы грубо и бесцеремонно нарушают права заемщиков, пользуясь их неведеньем. Даже некоторые крупные и очень известные банки грешат этим, что уж говорить о МФО и коллекторских агентствах? Но все же, основная наша аудитория — это люди старше 40 лет. Мы связываем это с тем, что молодежь еще не так сильно закредитована и имеет возможности выйти из трудного финансового положения самостоятельно, с помощью родителей.
Приходят клиенты отовсюду, где видят нашу рекламу — интернет, газеты, радио и т.д. У нас ведется своя статистика по рекламным каналам и их эффективности.
Есть ли у вас какие-то «ноу-хау», наработки в плане подбора клиентов, особые приемы, алгоритмы работы? Например, для конкретного банка или типичной ситуации?
За несколько лет работы мы протестировали практически все рекламные каналы и отобрали самые эффективные из них. Регулярное проведение рекламных кампаний обеспечивает нам непрерывный поток звонков и консультаций. Помимо рекламы мы используем такой информационный инструмент, как издание собственной газеты, содержание которой направлено на сокращение правовой безграмотности населения. Газета и информационные рубрики на собственном сайте дают заемщику возможность почерпнуть определенную информацию, разобраться в вопросе и, в случае необходимости, обратиться к нам за бесплатной консультацией.
Правильный менеджмент внутри компании дает возможность каждому из сотрудников отрабатывать свой круг вопросов, создавая собственный алгоритм эффективных действий в отношении определенного кредитора. Такой подход к работе дает большой эффект не только с определенными клиентами, но и помогает в поддержке наших партнеров. Все наработки, телефонные скрипты, сценарии консультаций и алгоритмы работы доступны для наших франчайзи в виде pdf-документов на закрытом портале.
Почему вы решили упаковать франшизный пакет? Чем это интересно для вас, и какие преимущества получают франчайзи?
До запуска франшизы мы какое-то время поработали как федеральная компания с собственными офисами в нескольких городах России. У такого подхода есть плюсы и минусы. Плюсы работы по франшизе мы увидели в том, что за счет новых идей из филиалов, положительной или отрицательной судебной практики и т.д. мы достигаем успехов намного быстрее, нежели работая исключительно своим коллективом. К минусам работы с собственными офисами мы относим: очень большие издержки по содержанию собственных офисов в других городах, а также сложность контроля. Наемные работники не всегда заинтересованы в том, чтобы достигать лучшего результата, проводить постоянный анализ рынка услуг, грамотно распределять денежные средства компании, придумывать на местах собственные инструментов.
Отсюда мы сделали вывод, что франчайзинговая модель расширения бизнеса нам полностью подходит, так как мы сохраняем все плюсы от наличия филиалов, при этом избавляясь от минусов, т.е. от их содержания и от мотивирования наёмных директоров, ведь франчайзи — это собственник бизнеса, и он всегда будет заинтересован в коммерческой успешности своего филиала.
А такой вопрос, а зачем покупать вашу франшизу, почему нельзя открыть юридическую фирму самостоятельно?
Открыть собственную фирму действительно не особо сложно, как и достичь, наверное, определенного уровня в работе. Но все мы прекрасно понимаем, что начинающего предпринимателя на этом пути ждет множество ошибок, а ошибки в бизнесе — это потеря времени, денег и возможностей. Мы прошли по этому пути и знаем на нем каждый камешек, поэтому наша франшиза — возможность избежать всех предстоящих ошибок и запустить работающий бизнес в максимально короткий срок.
Мы работаем на рынке правовых услуг уже больше 13 лет, мы знаем об этом все. Свой опыт по каждому аспекту деятельности мы заносим в постоянно обновляемую «Базу знаний». Она представляет собой каталог документов на специальном закрытом портале в сети интернет. В этих документах досконально описаны все аспекты деятельности компании, приведены инструкции по запуску бизнеса, скрипты и сценарии. Описано все, от подбора персонала до выбора рекламных каналов. К этому порталу имеют доступ все наши франчайзи. Кроме того, мы сформировали «Руководство франчайзи», своего рода «выжимка» нашей базы знаний. Это руководство мы в электронном виде предоставляем каждому партнёру после заключения договора и оплаты паушального взноса, а также высылаем его в бумажном виде.
Ну, а для тех, кто думает, что открыть свой бизнес дешевле, приведем самые простые примеры тех финансовых расходов, которые ждут человека, пожелавшего работать самостоятельно. Создать и запустить свой собственный сайт, а также разработать логотип и фирменный стиль для своего бренда вам обойдется не менее 120-400 тыс. руб., разработать концепцию рекламной кампании, заказать рекламные макеты и адаптировать их под определенные размеры и места размещения — не менее 50-80 тыс. руб., запустить рекламную кампанию в сети интернет и отслеживать ее с привлечением специалиста 15-50 тыс.руб. ежемесячно. И это только маркетинговые расходы, без учета аренды офиса, зарплат специалистов, покупки техники и т.д.
Также хотелось бы заметить, что доверие со стороны клиента к компании, имеющей большую филиальную сеть на территории России намного больше, нежели к компании, которая открылась вчера и не имеет за собой ни репутации, ни выигранных дел.
В каких городах больше востребованы юридические услуги такого рода? Как это влияет на бизнес? Можете привести удачные примеры?
Конечно же, в городах с большим населением, желающих получить ответы на свои вопросы больше, но не стоит и забывать о том, что, как правило, чем крупнее город, тем выше конкурентность среди юридических компаний. Как показывает наш опыт, работа офисов в городах с населением до 300 тыс. человек порой сравнима по количеству заключенных договоров с городами свыше 500 тыс. человек. Здесь очень важно не нарушать ту цепочку продаж, которую мы разработали в центральном офисе нашей компании. Игнорирование элементарных советов партнерами приводит к падению количества договоров и соответственно влияет на дальнейшее настроение партнера в работе в целом.
Отличается ли чем-то работа с партнерами из разных мест? Какую помощь вы им оказываете?
Для Центрального офиса нет никакой разницы, кому мы оказываем помощь, миллионный это город или с населением в 50 тыс. человек. Каждый партнер заключает с нами договор, платит паушальный взнос, а в дальнейшем и роялти. Соответственно, каждый партнер получает одинаково высокое качество услуг от Центрального офиса. Всем уделяем внимание одинаково. В Центральном офисе идет строгий контроль над специалистами компании по оказанию помощи и поддержки нашим партнерам.
Ваша франшиза адресована молодым, начинающим юристам? Или она может быть полезна и более опытным коллегам?
Я считаю, что нет принципиального отличия, кто приобретает нашу франшизу, главное, чтобы человек, изъявивший желание, был настроен на работу серьезно, готов был посвятить на запуск бизнеса не менее 6 месяцев. Непременно наш будущий партнер должен понимать, с чем ему придется столкнуться при оказании этой категории услуг и быть готовым внедрять новые идеи и методы работы. Наша франшиза направлена не столько на юристов, сколько на бизнесменов с юридическим образованием или без него. Если есть предпринимательская хватка, то юридический опыт не важен — опытного юриста можно просто нанять к себе в команду.
На какой доход в среднем может рассчитывать ваш партнер? Вы можете привести пример, на какую прибыль в месяц может выйти франчайзи, допустим через 6 месяцев с момента старта?
Говоря о доходах партнеров, все-таки стоит отталкиваться от численности населения города, где планируется работа офиса компании. Надо согласиться с тем, что в городах с наибольшим числом людей посещение офиса и сайта компании намного выше, соответственно и доход компании будет выше. В своих рекомендациях мы говорим о вычислении среднего чека с одного клиента. Средний чек в городе-миллионнике для клиентов на абонентском обслуживании составляет 8-10 тыс. рублей в месяц, а для разовых клиентов 12 тыс. рублей. В зависимости от клиентопотока в каждом городе уже можно посчитать общую прибыль.
Вы предоставляете опробованную на практике схему защиты заемщика. Но житейские ситуации очень разные. Может ли неопытный юрист (франчайзи) «завалить» дело даже при таком раскладе?
Может быть, я в чем-то повторюсь, но работа по системе франчайзинга как раз и дает возможность партнеру воспользоваться всеми практическими наработками и судебной практикой, которую мы наработали и продолжаем приобретать вместе с нашими партнерами. Ведя конкретное дело, партнер в любое время имеет возможность получить совет на тот или иной вопрос у центрального офиса, поэтому завалить дело в период нашей совместной работы практически невозможно.
Пересекаетесь ли вы с коллекторами? Бывают ли проблемы? Ведь, известно, что некоторые «фирмы по сбору долгов» далеко не всегда с уважением относятся к закону?
Работа с коллекторами, а точнее защита от них, является одной из основных наших услуг. Звонки коллекторов, их письма и посещения — одна из первейших и реально ощутимых проблем, которая постигает заемщика при допущении им просрочки платежа. Поэтому люди, ощутив это мощное давление, бегут к нам за помощью. Как правило, у нас проблем с этой категорией лиц не возникает, так как угрозы коллекторов рассчитаны в основном на ту часть населения, которая не знает своих прав, не имеет элементарных знаний, воспринимает все буквально и эмоционально. Мы ведем разговор с коллекторскими агентствами на их же языке, переводим дальнейшее общение в рамки закона, не давая им возможности напрямую угрожать и пугать нашего клиента.
Меняется ли процедура защиты со временем? Проще или сложнее работать сейчас, чем, например, в 2004 или 2008 году?
Конечно, процедура защиты прав заемщиков за последнее время изменилась существенно. Если ранее Центральный банк раздавал коммерческим банкам кредиты намного проще, а порой и бесконтрольно, то, соответственно, и последние, не ощущая от этого серьезной ответственности, выдавали населению кредиты достаточно легко. Проверка кредитной истории желающего взять кредит носила формальный характер, документы необходимые для получения кредита рисовались просто, коллекторы отсутствовали вовсе. Да и судебная система больше стояла на защите интересов граждан, в связи с чем с банков взыскивались навязанные страховки, различные комиссии. Но с ужесточением ответственности и усложнением выдачи кредитов, банки стали обращать пристальное внимание на большой объём невозвратных средств. Кредиторы не на шутку стали усиливать и расширять штат юристов, появилось большое количество коллекторских агентств. Работать сейчас стало сложнее, но интереснее. Кредиторы в погоне за наживой очень часто стали нарушать права заемщиков, и наша работа — пресекать подобные попытки.
В России, как известно, введена процедура банкротства физических лиц. В связи с этим количество ваших клиентов увеличилось? Расширились возможности для бизнеса?
Безусловно, принятие нового закона о банкротстве граждан позволило нам существенно расширить свои услуги населению. Мы успели заранее подготовиться к принятию закона, организовать рекламу, тем самым заняв свою нишу в этом направлении услуг.
По каким критериям вы подбираете партнеров? Обязательно ли наличие юридического образования для директора фирмы?
В основной части отбор партнеров происходит естественным путем. Из сотен поступающих заявок на покупку франшизы немалая часть желающих отсеивается после первой-второй нашей беседы. При изучении презентации, в беседах с Центральным офисом люди начинают понимать и вникать в суть самой работы. И здесь их не пугает стоимость франшизы и дальнейшие ее условия, просто люди осознают, что они по тем или иным причинам не справятся. Но хочу отметить, что для того, чтобы управлять бизнесом по франшизе «Стоп Займ» не надо обязательно иметь высшее юридическое образование и опыт работы в правовой сфере. Я уверен, и это убеждение построено на опыте совместной работы с уже действующими партнерами, что человек сначала должен поверить в себя, и конечно оценить качество нашей франшизы и тот уровень поддержки, которую мы оказываем при дальнейшей работе. Еще раз повторюсь, если есть предпринимательская хватка, то юридический опыт не важен — опытного юриста можно просто нанять к себе в команду.
Что требуется, чтобы построить реально успешный юридический бизнес по вашей технологии?
Чтобы выстроить успешный и прибыльный проект по нашей франшизе необходимо в первую очередь придерживаться тех советов и рекомендаций, которые мы даем своим партнерам. Самостоятельно добившись успехов у себя в регионе, мы решили поделиться им со своими партнерами, рассказываем на своем портале, на вебинарах, в индивидуальных беседах, как о положительных достижениях, так не забываем указывать и те ошибки, с которыми нам приходилось сталкиваться в период нашей деятельности. Следуйте рекомендациям, сделайте бизнес прибыльным, а уже потом можете начинать экспериментировать — мы всегда рады новым идеям от наших франчайзи!
|